31 мая 2020      308    

На чем экономят производители акустических систем?

На чем экономят производители акустических систем

Производители всегда экономят. Производители акустических систем не исключение. А как иначе? Ведь если удается показать покупателю, что товар соответствует стандартам более высокой категории, но при этом его цена ниже, можно повлиять на его выбор.

Покупатель тоже ищет оптимальное соотношение цена/качество. Весь вопрос только в том, действительно ли это так или только кажется потребителю, по-своему трактующему данные производителем параметры продукта. Поэтому давайте разберемся, какие из этих параметров в случае с акустическими системами нужно выяснить, чтобы принять во время покупки правильное решение.

Толщина стенок акустической системы

Не секрет, что жесткость корпуса и минимум его собственных резонансов существенно влияет на качество звука акустики. Конечно, хорошо бы делать ее из материала принципиально более тяжелого и жесткого, чем принято.

Но в реальной жизни это обычно МДФ, фанера, иногда массив дерева. Кстати, с массивом история интересная: оказывается, плита, склеенная из отдельных брусков, предпочтительнее цельного массива (тут производителям повезло, желаемое совпало с реальностью). Видимо, клеевые швы повышают жесткость плиты. Однако массив применяется редко, чаще, выбирая акустическую систему, вы столкнетесь с тем, что будет написано: материал – МДФ.

Однако, каким бы ни был материал, толщина стенок имеет первостепенное значение. К сожалению, этот параметр не принято указывать в описании акустики. Иногда указывается вес. Опосредованно придется ориентироваться на него. Чем тяжелее, тем лучше. Конечно, нужно прикинуть и вес динамических головок.

Наличие и количество перегородок

Производитель может экономить на перегородках внутри колонки. Перегородки – важный элемент, особенно для большой акустики (чем система больше, тем важнее перегородки). Для полочной системы, если выбрана достаточная толщина стенок, перегородки не обязательны, а вот для напольной это чрезвычайно важно.

Ведь напольная акустика, будучи высокой, имеет длинные стенки ящика. Если такую конструкцию сделать без перегородок (распорок) на ее протяжении, резонансов возникнет достаточно много. Правда, именитые бренды перегородки обычно делают, но на их количестве вполне могут сэкономить.

Количество перегородок также влияет на общий вес системы, и это опять косвенный параметр для выбора. Еще лучше, если перед покупкой вы сможете посмотреть чертеж своей будущей акустики. Но, опять же, производитель, как правило, его не публикует.

Внутренняя проводка и элементы кроссовера

Если до этого момента производители экономили на МДФ (чаще всего) и его распиле, то с этого момента начинается борьба за медь (ценный, надо сказать, ресурс). Особенно медь экономят некоторые азиатские производители. К счастью, в России с этим проще, но акустические системы-то покупаются импортные. Но самое главное: данных о толщине внутренней проводке системы и параметрах индуктивностей кроссоверов ни один производитель не публикует.

Для изготовления катушек большей индуктивности частенько (особенно на бюджетных моделях) прибегают к помещению внутрь намотки железных сердечников (меньше меди, больше железа). Железо-то дешевле!

Сразу определимся, что такие индуктивности качество звучания не улучшают. На этот параметр нужно обращать внимание. Однако хочу предостеречь и от «фанатизма»: всегда соотносите реалии цен с классом акустических систем (особенно это касается бюджетных моделей).

Прикинем: при использовании воздушных индуктивностей (без сердечника) катушка для подключения низкочастотного динамика (чтобы не получить слишком большого повышения сопротивления в цепи) должна быть намотана медным проводом толщиной не менее 1-1,2 мм., для высокочастотного – хотя бы 0.8мм. Катушки будут большие, меди на них уйдет достаточно много.

Теперь про емкости. Конденсаторы для построения фильтров в идеале должны быть неполярные с диэлектриком из полипропилена или хотя бы лавсана. Такие конденсаторы при большой емкости достаточно громоздки (как и катушки большой индуктивности без железного сердечника). Производители иногда допускают установку электролитических конденсаторов в кроссоверы. Это абсолютно недопустимо, даже для бюджетной акустики!

Вроде бы к внутренней схеме акустической системы принадлежат и сами динамические головки, но о них мы скажем отдельно ниже.

Демпфирование акустических систем

Демпфирование – тоже объект экономии. Вроде бы синтепон не такой дорогой ресурс, но у производителя же каждый цент на счету! Поэтому сплошь и рядом встречается акустика недодемпфированая или недемпфированая совсем. Очень жаль, но это вы можете узнать, только вскрыв купленный продукт, а он, возможно, на гарантии. И я даже не знаю, что здесь советовать, при выборе.

Разве что остается один универсальный рецепт – слушайте, прежде чем брать, и берите тот звук, который нравиться. Здесь, однако, тоже есть подвох: ваша комната имеет совсем другие акустические свойства, чем салон для прослушивания. А посему этот рецепт, тоже не идеален.

Динамические головки в составе АС

Динамические головки – основной компонент акустики, и, наверное, здесь более уместно говорить не об экономии на них, а о некотором не совсем корректном информировании потребителя о их характеристиках. В рамках данной статьи, не имеет смысла разбирать их все, поэтому предлагаю прочитать нашу статью «Параметры Тиля-Смолла и импеданс динамической головки». Здесь же только скажу, что мощность головки и ее чувствительность –  параметры, наиболее подверженные манипулированию. Чтобы понять реальные характеристики динамиков, всегда уточняйте, при каких условиях и по каким стандартам производитель делал замеры, которые публикует.

Внешняя отделка акустики

Отделка – лицо акустической системы. Это первое, на что обратит внимание потребитель. Именно поэтому на отделке как раз и не экономят. Отделка может существенно влиять на цену изделия, и вам решать, нужна ли вам отделка шпоном или достаточно ламинированного ДВП.

Конечные характеристики Акустической системы

Что касается мощности и чувствительности, об этом сказано выше, так как эти характеристики зависят от динамических головок (частично, правда, и от частот разделения их диапазонов на кроссовере). А вот основная характеристика, которая является результатов звучания динамиков именно в данном акустическом оформлении, – это, пожалуй, АЧХ (частотная характеристика) акустической системы.

Здесь также стоит оговориться, что речь скорее не об экономии, а о манипуляциях характеристиками, но это же вещи связанные. И я бы сказал, что АЧХ как раз самый основной параметр, к манипулированию которым прибегает большинство производителей.

Зачем они так делают? Тут дело, наверное, в том несколько завышенном значении, которому АЧХ придают многие потребители. Об этом предлагаю дополнительно почитать в статье «Поршневой и волновой режимы работы динамика. Широкополосные и узкополосные излучатели».

Конечно, АЧХ важно, и вы в любой комнате услышите, если вдруг низких частот недостаточно, но я бы не превышал значение строгой линейности акустики во всем диапазоне. В конце концов, студийные мониторы не тот идеал, который нужен для прослушивания музыки в вашей комнате.

Сделав такое отступление, вернемся к публикуемым параметрам. К сожалению, мало кто из производителей публикует графики АЧХ с указанием условий производимых измерений. Такое еще принято у производителей динамических головок, но никак не акустики.

Что еще хуже, производители указывают диапазон воспроизводимых своим изделием частот без указания той неоднородности, для которой он верен.  Например, нам говорят, что в нижней части диапазона акустика играет до 40 Гц. Да, хорошо, но насколько хорошо, зависит от того, насколько снизится ее излучение на этой частоте. Одно дело, если -3Дб, совсем другое -10Дб.

И последнее является, с моей точки зрения, наихудшей манипуляцией, которую допускают производители. Поэтому, делая выбор, требуйте все параметры и обязательно с ссылками на условия измерений!

© 2020 CanoraSound · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности I Публичная оферта I Sitemap