23 февраля 2022      3137    

Принципы и задачи эквализации

Эквализация по своим задачам может быть или технической, или художественной. Под технической эквализацией понимают такое выравнивание звука, которое способствует устранению недостатков звучания и лучшей «читаемости» самого звука.

Эквализация по своим задачам может быть или технической, или художественной

Можно сказать, что основной принцип такой эквализации – это реализм: звучание делается похожим на то, как оно воспринимается нами «вживую» (хотя бы этот реализм и достигался некоторым искажением звука и даже неполнотой спектра отдельных инструментов). Художественная эквализация, в свою очередь, работает с «окраской» звучания, вносит в него изменения, типичные для того или иного стиля или вообще уникальные. Больше внимания уделяется чисто художественному эффекту.

Это разделение не может быть вполне строго. В технической эквализации нельзя не помнить о художественной стороне: это позволяет делать наш реализм более выразительным. Что касается художественной эквализации, то тут всё зависит от стиля. Скажем, в электронной музыке создание с помощью эквализации разных интересных эффектов, иногда не имеющих аналогов в реальности, не только допустимо, но часто и желательно. В классической или народной музыке ситуация будет противоположной.

Давайте рассмотрим примерный алгоритм работы с эквалайзером.

Выравниваем общую АЧХ

Начинаем работу с определения самых общих характеристик нашего звука. Может быть, он бубнит на басах или же, напротив, низких частот в нём недостаточно? Что с высокими, средними частотами? Если речь идёт о многодорожечной записи, то хорошо ли ложится записанный на интересующей нас дорожке голос или инструмент в общее звучание трека? Не перебивает ли он другие голоса и инструменты, не теряется ли на их фоне?

Чтобы понять это, нам очень пригодится контрольная запись (которую часто называют по-английски: reference track, референс-трек). Это образцовая для нас запись в интересующем нас жанре, на звучание которой мы равняемся. Просто переключаем воспроизведение с нашей записи на контрольную и обратно – и сравниваем. Такой метод работы позволяет «обойти» свойство нашего слуха быстро привыкать к неидеальному звучанию, а отчасти (но только отчасти) и несовершенство воспроизводящей аппаратуры.

Так как на этом этапе мы корректируем общую звуковую картину, то можно обойтись щадящими настройками: низкий коэффициент добротности (q) обеспечивает широкую полосу пропускания, плавность изменений по всем спектру и позволяет обойтись минимальными искажениями. В зависимости от типа применённого эквалайзера это будут искажения либо фазовые, либо импульсные. Фазовых искажений следует более всего избегать при многомикрофонной записи, на которой слышен один и тот же инструмент – в этом случае предпочтителен эквалайзер с линейной фазовой характеристикой, несмотря на двусторонние искажения импульса, которые он даёт (смотрите об этом в предыдущей статье). В большинстве остальных случаев менее желательным будет являться двустороннее искажение импульса, а фаза будет иметь уже второстепенное значение.

Убираем лишнее

«Лишними» могут быть резонансы помещения или звукозаписывающей аппаратуры, вообще любой звук, который «выпирает» из общей картины, перетягивает внимание на себя или даже (как резонансы) искажает звучание.

Убирать лишнее надо как можно точнее, поэтому здесь потребуются инструменты с особенно гибкими настройками – параметрические эквалайзеры. Полоса пропускания будет, скорее всего, узкой, что достигается высоким уровнем добротности (q) фильтра. При этом надо учитывать, что такие настройки вносят большие искажения либо в фазовую, либо в импульсную характеристику сигнала (в зависимости от выбранного типа эквалайзера).

Есть два способа обнаружить избыточные артефакты звучания. Первый из них – уменьшить уровень сигнала на определённой частоте и послушать, ослаб ли избыток именно на тех частотах, на которых это требовалось, или же мы промахнулись и затронули полезный сигнал на частотах, где наше вмешательство не требовалось. Если мы промахнулись, то необходимо будет подвинуть частоту пропускания эквалайзера и проследить за изменениями, пока они не станут, с нашей точки зрения, оптимальными. Проблема этого метода в том, что он требует достаточно натренированное ухо.

Но есть и другой способ (назовём его «способом от противного»). Это – увеличить уровень сигнала на определённой частоте. При этом звук в любом случае станет хуже, но наша задача – выявить самую проблемную частоту. Как нетрудно догадаться, она будет отличаться особенно ужасным звучанием – избыток звука на этой частоте будет особенно сильно резать слух. Таким способом можно достаточно точно определить частоту применения эквалайзера, а также добротность фильтра.

Ещё раз проверяем, хорошо ли звучит вся дорожка в целом

Сравниваем звучание до и после применения эквалайзера (со включённым или отключенным эффектом). Не забываем про референс-трек.

Вообще чтобы не уйти в ходе редактирования куда-нибудь не туда, полезно заниматься такими сравнениями и на протяжении всего редактирования, чтобы избежать значительных переделок после «итоговых» прослушиваний.

В конце же эквализации неплохо послушать то, что у нас получается (в сравнении с референс-треком) на разном оборудовании или через специальный плагин, имитирующий разное оборудование.

© 2024 CanoraSound · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности I Публичная оферта I Sitemap