Сколько полос должно быть в акустической системе? Давайте выяснять. Многие скажут, что их количество, по большому счету, является компромиссом между качеством и ценой. Однако не всё так просто. Вот давайте и попробуем в этой статье разобраться с этим вопросом. Отталкиваться, видимо, стоит от полярных вариантов: широкополосной акустики (вовсе с одной динамической головкой) и многополосной (давайте возьмем три полосы, поскольку больше этого начинаются уже редкие специальные разработки).
Итак, посмотрим плюсы и минусы. Исходить будем из особенностей восприятия звука человеком. Начнем с низких частот. Где-то Герц до 200 наше ухо не воспринимает местоположение источника звука. Именно поэтому диапазон до 150-200 Герц вполне может воспроизводить одна акустическая система — сабвуфер. Такие решения получили широкое распространение — 2+1 (два сателлита + сабвуфер).
Следующий диапазон важен как для определения локализации звука, так и для его детализации. Это основной диапазон. Простирается он от примерно 200 до 3000 Герц. Поскольку он формирует восприятие музыки, звучать она в нем должна из одного источника (одной динамической головки). Именно поэтому акустические системы, в которых граница раздела между основной и высокочастотной головками лежит в области 2 кГерц, по определению будут неудачными (а такая акустика встречается). А лучше отрезать ВЧ еще повыше (заодно это снижает требования в высокочастотной головке как в плане ее мощности, так и резонансной частоты).
На последнем факте стоит остановиться отдельно. Дело в том, что твитеры с собственной резонансной частотой ниже одного килогерца обычно стоят дороже, да и их большая мощность, конечно, цены головки не снижает. Очевидно, что резонанс головки, если его не «задавить» фильтром, вылезет на АЧХ акустической системы горбом. А задавить его можно в двух случаях: если ВЧ диапазон «отрезать» повыше фильтром первого порядка, или если «резать» ближе к собственному резонансу более круто (фильтрами более высоких порядков).
По моему глубокому убеждению, второй способ менее предпочтителен, так как неизбежно «крутит фазу». О сдвигах фазы в фильтрах акустических систем стоит говорить отдельно. Здесь же давайте этим резоном ограничимся, вспомнив при этом, что в целом при разработке канала для прохождения сигнала нам желательно придерживаться минимализма (правило HI-END, которое и в более бюджетных версиях АС всё равно актуально).
На практике же получается, что фильтры первого порядка используются либо в совсем бюджетной акустике, либо уже в HI-END. В первом случае экономят уже не только на головках, но и на фильтрах (дело доходит даже до применения электролитических конденсаторов, что, конечно, недопустимо в любом ценовом сегменте), во втором случае не экономят, но стараются максимально укоротить тракт, используя естественный спад динамика, озвучивающего низ, и применяя головку с низким резонансом сверху.
В большинстве же промышленных АС среднего ценового сегмента применяют как раз фильтры не ниже второго порядка. Так производители себе упрощают жизнь (потратив чуть больше на фильтры, они экономят на головках). Кстати, о том, как экономят производители, у нас есть отдельная статья.
Однако мы немного отошли от основной темы. А исходя из вышеизложенного, получается, что минимальным и обоснованно достаточным в акустической системе является наличие трех диапазонов (НЧ — до 150-200 гц, СЧ — до 3-4 кГц, ВЧ — все что выше). Насколько выше, тоже вопрос отдельной публикации, поскольку неоднозначным является существование стандарта Hi-Res. Если же мы на него не замахиваемся, то официальные 20 кГерц в реальности с запасом перекрывают возможности слухового аппарата большинства людей, а с возрастом этот порог, как правило, еще и снижается.
Итак, классическая «трехполоска» оптимальна? По большому счету, да, но, как обычно, есть и нюансы. Однако, прежде чем к ним перейти, давайте закроем вопрос с четырехполосными системами. Лично я убежден, что это излишество. Хотя разрабатывать подобные решения можно, главное определиться с вопросом — зачем. Если есть определенная цель, почему бы нет. Однако мы договорились о том, какой основной (центральный) диапазон должен воспроизводить один динамик. Давайте от этого и отталкиваться.
И перейдем к рассмотрению двухполосных (ставших в последнее время наиболее распространенными) акустических систем. Почему они захватили рынок? Опять экономия производителей? Отчасти да, но, кроме того, в ряде случаев и сам производитель изначально подразумевает, что, возможно, работать они будут совместно с сабвуфером.
Таким образом, пользователь может вначале приобретать двухполосную акустику (даже полочного формата, которая, как правило, глубокий бас и не способна воспроизвести). Затем, с целью расширения воспроизводимого диапазона, приобретается НЧ канал (либо активный сабвуфер, либо сабвуфер пассивный + НЧ усилитель. Так и пользователю удобнее — постепенно вкладывать деньги в музыкальную систему, — и производители расширяют ассортимент.
Однако какие проблемы в звучании акустической системы, возможно, возникают, когда одной динамической головке отводится слишком большой диапазон, и нельзя ли обойтись вообще одной головкой в АС? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить про поршневой и волновой (или зональный) режим работы динамической головки. Работать только в поршневом режиме, пожалуй, может лишь динамик сабвуфера. У основной, среднечастотной головки, каждая зона диффузора в большей или меньшей степени неизбежно колеблется в своем собственном зональном режиме.
Чревато это тем, что если обязать одну головку воспроизводить слишком широкий диапазон, на АЧХ АС мы получим горы (за счет дополнительных резонансов). Классическая АЧХ мидбаса (низко-среднечастотного динамика) — горизонтальная полочка в нижнем диапазоне (более-менее ровная) и некоторая горбатость в среднечастотном, ближе к к естественному спаду его АЧХ. Совершенно очевидно, что в трехполосном варианте эта проблема будет проявляться меньше.
И вот здесь-то конструктору приходится искать компромисс между менее равномерной АЧХ и применением фильтров высокого порядка, и вновь стоит вспомнить двухполоски с частотой раздела порядка 2 кГц. Ведь, по сути, это способ сделать двухполосную акустику с равномерной АЧХ (в том числе и студийные мониторы), что и делают. Остается только решить, взять ВЧ-головку с низкой резонансной частотой подороже, или сэкономить на ней за счет раскроя диапазона фильтрами высокого порядка (сделать крутые срезы). Вот и все! Остается отталкиваться от бюджета. Но, как правило, ставят фильтры высоких порядков.
Широкополосные системы стоят несколько особняком, поскольку любители таких акустических оформлений исходят из того, что именно фильтры высоких порядков в акустике и есть наибольшее зло, и особенно ратуют за правило максимально возможного короткого тракта (упомянутого выше). Эта категория любителей хорошего звука, скорее, согласна мириться с неравномерностью АЧХ. У широкополосных динамических головок есть и другие интересные свойства (например, чувствительность их, как правило, выше). Подробнее об этом в статье про поршневой и волновой режимы динамика. А поскольку при разработке любой акустики неизбежны компромиссы, то и получается, что в каждом случае жертвуют различными преимуществами.
Как правило, широкополосные излучатели делают с дополнительным диффузором (колокольчиком), что расширяет воспроизводимый диапазон, но приводит к достаточно выраженной «горбатости» в верхне-среднечастотном диапазоне. «Болеют» этим даже достаточно дорогие модели головок. В результате для искоренения «визгливости» АС с такими динамиками приходится дополнять корректирующими цепочками этого диапазона. Они, впрочем, включаются не последовательно а параллельно, что не удлиняет звуковой тракт.
И еще один важный фактор: большинство широкополосных головок не закрывают уверенно диапазон до 20 кГерц, и поэтому часто в такой акустике применяют так называемый супертвитер, добавляемый через фильтр первого порядка, но на достаточно высокой частоте. Это та причина, по которой я в подзаголовке не стал называть такие конструкции однополосными, предпочтя термин широкополосные.
Такие решения зачастую применяются в акустических оформлениях открытого типа (щиты и ящики), где используются широкополосные головки с высокой механической добротностью. Одно из таких оформлений описано в статье «Групповые излучатели в акустике». Применяемые в таких оформлениях головки с легкими диффузорами и относительно высокой механической добротностью способны воспроизводить очень мелкие детали звуковой картины на фоне более масштабных, что делает звучание детальным и создает глубокую локализацию отдельных музыкальных инструментов в пространстве.
Динамические головки с низкой механической добротностью (вязким подвесом), применяемые в закрытых ящиках и фазоинверторных оформлениях, на это не способны. Но у них есть другие преимущества. А сказанное выше подтверждает лишний раз, что любая акустическая система проектируется на компромиссах, а звучание подходящей именно вам акустики нужно выбирать исходя из ваших предпочтений и, к сожалению, бюджета. Ничего идеального в мире не существует. Кроме того, для различных музыкальных стилей могут быть рекомендованы различные акустические оформления (еще раз вспомним таблицу из статьи о поршневом режиме), но и имея эти рекомендации, всё же перед приобретением послушать акустику стоит.
© 2023 CanoraSound · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности I Публичная оферта I Sitemap